Минпромторг индексирует утильсбор на автомобили и спецтехнику с 1 октября 2024 года
С 1 октября 2024 года Минпромторг планирует проиндексировать утилизационный сбор на широкий спектр колесной и специальной техники. 15 июля ведомство опубликовало для общественного обсуждения соответствующий проект постановления правительства.
Утилизационный сбор в России регулируется постановлением правительства № 1291. Изначально он взимался только с импортных автомобилей, но с 2014 года распространился и на отечественных производителей. Для российских автозаводов предусмотрены промышленные субсидии, фактически компенсирующие этот сбор. Размер субсидий зависит от уровня локализации производства.
Размер утильсбора рассчитывается исходя из базовой ставки и коэффициента, привязанного к характеристикам транспортного средства (возраст, объем двигателя, масса, мощность). В 2023 году была повышена базовая ставка, а в новом проекте предлагается индексировать коэффициенты для различных видов техники.
В основу проекта Минпромторга легли предложения отраслевого сообщества, комитетов Госдумы и Совета Федерации. Предполагается резкое повышение утильсбора в 2024 году с последующим более плавным ростом до 2030 года.
Для электромобилей коэффициент в 2024 году останется на уровне 1,63, но вырастет в 20 раз в 2025 году (до 667 400 рублей) и в 36 раз к 2030 году (до 1,17 млн рублей).
На популярные легковые автомобили с объемом двигателя 1-2 литра сбор в 2024 году увеличится на 85% до 556 200 рублей, в 2025 году - еще на 20% до 667 400 рублей, а к 2030 году достигнет 1,17 млн рублей.
Резкий рост утильсбора также запланирован для коммерческих автомобилей, грузовиков, прицепов и полуприцепов!
Индексация коснется только тех видов техники, серийное производство которых освоено в России и Белоруссии и может обеспечить внутренний спрос. Для строительно-дорожной техники возможна индексация с 2025 года, а для экскаваторов - не ранее 2026-2028 годов.
Минпромторг намерен контролировать "ответственную ценовую политику" российских производителей и выполнение обязательств по наращиванию объемов, расширению предложения, повышению локализации продукции.
Эксперты отмечают, что повышение утильсбора сделает импорт более дорогим, но может привести к подорожанию и отечественных автомобилей, смещению спроса в более бюджетные сегменты и на вторичный рынок.